Сцепление шин с дорогой — Обеспечение безопасности движения при вождении автомобиля в разных условиях — Основы безопасности движения — Автомобиль

Сцепление шин с дорогой зависит не только от ее покрытия, но и от состояния шин. На силу сцепления сильно влияет рисунок протектора. Хороший рисунок при движении по влажной дороге должен выдавливать и удалять влагу, обеспечивая движение по сухому покрытию, однако при движении с высокими скоростями из-за кратковременности контакта шины с дорожным покрытием влага не полностью выдавливается и сцепление шины при движении со скоростью 100 км/ч может уменьшиться наполовину по сравнению с сухим покрытием.

Вследствие износа протектора сцепление резко уменьшается. Так, при движении со скоростью около 80 км/ч на мокрой дороге эта шина почти не имеет сцепления, так как движется по жидкостной пленке, и автомобиль может стать совершенно неуправляемым.

Давление воздуха во всех шинах автомобиля должно соответствовать нормам. При снижении давления увеличивается сцепление шины с покрытием дороги, но резко уменьшается срок ее службы. У шины с повышенным давлением площадь контакта с дорогой меньше, поэтому ниже коэффициент сцепления. У шин с разным давлением резко возрастает опасность заноса автомобиля за счет одновременного блокирования колес при торможении.

Двигаясь по скользкой дороге, водитель обязан вести автомобиль с пониженной, равномерной скоростью, избегая резкого ее изменения, торможения и поворотов.

Наблюдение водителя за дорогой и окружающей обстановкой зависит от видимости и обзорности. Видимость изменяется от времени суток, атмосферных условий, освещенности улиц, дистанции до впереди идущего транспортного средства и профиля дороги.

Видимость ограничивается при приближении к вершине холма или повороту дороги, что требует от водителя снижения скорости и движения в крайнем ряду во избежание возможности столкновения со встречным транспортным средством, идущим за пределами видимости. 


Ограничение видимости

автомобиля при остановках на уклоне.


Преодоление часто встречающихся препятствий на высокогорных дорогах в условиях разреженной атмосферы требует от водителя крепкого здоровья и определенных навыков.

Приближаясь к крутому повороту или серии поворотов (серпантинам), водитель обязан помнить, что за каждым крутым поворотом может быть невидимое препятствие — остановившийся автомобиль, ремонтируемый участок дороги и другие. Скорость на крутом повороте должна обеспечивать остановку автомобиля в пределах видимости. Приближаясь к крутому повороту, водитель обязан снизить скорость, днем подать звуковой сигнал, а ночью изменить силу света в фарах и проходить поворот, как показано на рисунке.


Проезды серпантина

б — неправильный;
1 — осевая линия.


Для преодоления крутого подъема водитель обязан заранее включить одну из низших передач, обеспечивающих выполнение этого без переключения. Нельзя преодолевать крутой подъем, пока впереди идущий автомобиль не поднялся на вершину или встречный автомобиль не закончил спуск.

На крутых спусках в условиях горных дорог водителю запрещается двигаться с выключенным сцеплением или передачей. Спускаться нужно на одной из низших передач, обеспечивающих эффективность торможения двигателем, периодически пользуясь ножным тормозом.

Деревянные мосты на проселочных и полевых дорогах, перед которыми отсутствуют знаки о грузоподъемности, необходимо проезжать осторожно. По настилу моста надо вести автомобиль плавно, не переключая передач, без рывков и резких торможений. Если проезжают мост впервые, необходимо разведать его надежность. Грузоподъемность моста определяют по толщине и состоянию (наличие гнили и других повреждений) свай, насадок, прогонов, настила.


Определение грузоподъемности моста


Выбирая направление движения, избегать крутых поворотов и обращать внимание на травяной покров:
ярко-зеленая высокая растительность указывает на слабую дернину, ровная невысокая трава — на относительно прочный грунт. На заболоченных участках нельзя двигаться по следу прошедшего автомобиля, так как ослаблен слой дернины.


Преодоление заболоченного участка автомобилями


По мокрому песку можно двигаться без опасений:
он хорошо уплотнен и колеса в нем почти не вязнут.


Дорожка из металлической сетки

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Похожие новости