Снятие и установка деталей при разборке и сборке автомобиля — Приемы выполнения разборочно-сборочных работ — Разборочно-сборочные работы — Автомобиль

Снимают отдельные детали, имеющие неподвижную (прессовую) посадку, установленные на шпонках и шпильках, при помощи специальных и универсальных съемников, съемных болтов, прессов. Ниже рассмотрены примеры выполнения некоторых работ.

Снимать головку цилиндров после отвертывания гаек шпилек ее крепления удобно при помощи колец-съемников, которые (у двигателей с нижним расположением клапанов) завинчивают в крайние отверстия для свечей. Устанавливают головку цилиндров на блок, также используя кольца-съемники.


Снятие и установка головки цилиндров

б — последовательность затяжки гаек головки цилиндров двигателя 3M3-53.


Установив головку, затягивают гайки или болты ее крепления ключом с динамометрической рукояткой в определенной последовательности. Несоблюдение установленной последовательности ухудшает прилегание головки к блоку цилиндров.

Заменяют седло клапана в таком порядке.
Съемником изношенное седло вынимают из блока. Лапки 8 съемника располагают ниже кольцевого пояска седла и винтом 4 перемещают вниз разжимной конус 7, который раздвигает и прижимает плотно лапки к седлу, затем натяжной гайкой 2 вынимают седло. Растачивают торцовой фрезой гнездо в блоке цилиндров с учетом посадки седла ремонтного размера (с натягом 0,12 — 0,20 мм).


Замена седла клапана

2 — рукоятка;
3 — проушина;
4 — сухарик.


Снимают и устанавливают клапан при помощи специального съемника, устанавливаемого так, чтобы подвижная рейка 1 упиралась в головку клапана, а конец рамки съемника проушиной 3 опирался на тарелку пружины.

После этого вращением рукоятки 2 рейку выдвигают, сжимая пружину, вынимают конусные сухарики 4, перемещают рейку в обратную сторону до полного освобождения пружины клапана и снимают съемник. Далее последовательно снимают со стержня клапана опорную тарелку пружины, пружину, опорную шайбу пружины и вынимают клапан.


Спрессовывание шкива

резьбовых отверстий, его спрессовывают съемником, имеющим вместо болтов захваты.

Установка и спрессование подшипников качения и шестерен. В агрегатах силовой передачи применяют почти исключительно подшипники качения — шариковые, роликовые и игольчатые.

Одно кольцо устанавливаемого подшипника должно иметь прессовую посадку с натягом 0,01 — 0,03 мм, а другое — посадку скольжения с зазором от 0 до 0,03 — 0,04 мм (в зависимости от наружного диаметра подшипника).

Прессовую посадку внутреннего кольца подшипника и скользящую посадку наружного кольца применяют тогда, когда вращается вал агрегата (коробки передач, главной передачи). Если деталь вращается на неподвижной шейке (ступица колеса), прессовую посадку должно иметь наружное кольцо, а скользящую — внутреннее.

При прессовой посадке соответствующего кольца предотвращается износ вращающейся детали (шейки вала, ступицы), а при скользящей посадке другого кольца оно может несколько поворачиваться, что устраняет одностороннюю нагрузку шариков или роликов на кольцо, уменьшает его износ и повышает срок службы.

Прессовая посадка двух колец неизбежно привела бы к повреждению снимаемого или устанавливаемого подшипника.


Напрессовывание подшипника

б — под прессом.


Снимать подшипники следует специальными съемниками или оправками и прессом. Нельзя ударять по шарикам, роликам или кольцу, имеющему скользящую посадку.


Снятие шестерен

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Похожие новости