Цепь обмоток — Стартер, приборы освещения и сигнализации, контрольные и вспомогательные приборы — Электрооборудование автомобиля — Автомобиль

Цепь обмотки вспомогательного реле (при повороте ключа зажигания в положение III): положительный полюс аккумуляторной батареи — зажим К2 тягового реле — зажим Б реле-регулятора — зажим AM замка зажигания — зажим СТ замка зажигания — обмотка вспомогательного реле — зажим Я реле-регулятора — зажим Я генератора — положительная щетка — обмотка якоря — отрицательная щетка — масса — отрицательный полюс аккумуляторной батареи,

Так как обмотка вспомогательного реле включена между батареей и генератором, э.д.с. которых направлены взаимно противоположно, по мере увеличения э.д.с, генератора с ростом частоты вращения его якоря сила тока в обмотке реле уменьшается, Поэтому по достижении определенной частоты вращения коленчатого вала пускаемого двигателя контакты вспомогательного реле размыкаются и стартер автоматически выключается, даже если водитель продолжает удерживать ключ зажигания в положении III.

Цепь обмоток тягового реле (при замкнутых контактах вспомогательного реле): положительный полюс аккумуляторной батареи — зажим К2 тягового реле — вспомогательное реле — зажим К4 тягового реле — обмотка 7 — зажим К1 — зажим стартера — обмотка возбуждения — положительные щетки обмотка якоря — отрицательные щетки — масса — отрицательный полюс батареи. Одновременно ток от зажима К4 тягового реле проходит по обмотке 6 тягового реле и далее по массе к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи.

Цепь обмоток стартера (при замкнутых контактным диском зажимах К2 и К1 тягового реле): положительный полюс аккумуляторной батареи — зажим К2 — зажим К1— зажим стартера — обмотка возбуждения — положительные щетки — обмотка якоря — отрицательные щетки — масса — отрицательный полюс батареи.

При протекании тока через стартер втягивающая обмотка 7 тягового реле оказывается замкнутой накоротко, а поэтому якорь 6 этого реле остается втянутым в сердечник катушки реле только за счет действия одной удерживающей обмотки 6.

Стартер автомобиля ЗИЛ-130 устроен так же, как у автомобиля ГАЗ-53А. У стартера автомобиля «Москвич-412», в отличие от стартеров автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, применено не последовательное, а смешанное включение обмотки возбуждения. Кроме того, у автомобиля «Москвич-412» отсутствует вспомогательное реле включения стартера и обмотки тягового реле соединяются с батареей при пуске двигателя непосредственно контактами выключателя зажигания.

У автомобиля ГАЗ-51А стартер и механическая часть его привода устроены так же, как у автомобиля ГАЗ-53А. Однако у автомобиля ГАЗ-51А вместо тягового реле на корпусе стартера установлен включатель, приводимый в действие из кабины водителя педалью, при нажатии которой сначала повертывается рычаг привода, вводящий шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика, а затем замыкаются контакты включателя, соединяющего стартер с аккумуляторной батареей.

Мощность стартера автомобиля ГАЗ-51А равна 0,95 квт (1,3 л. с.)% ГАЗ-53А — 1,03 квт (1,4 л. с.), ЗИЛ-130 — 1,1 квт (1,5 л. с), «Москвич-412» — 0,8 квт (1,1 л. е.).

Ток, потребляемый стартером во время пуска двигателя, достигает нескольких сот ампер. Поэтому во избежание быстрого разряда или повреждения аккумуляторных батарей (коробления пластин), особенно при пуске холодного двигателя, не рекомендуется держать стартер включенным непрерывно более 10 сек. Перед повторным включением следует сделать перерыв около 1 мин, в течение которого батарея восстанавливает свою работоспособность (новая порция электролита диффундирует в активную массу пластин).

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Похожие новости