Статьи 

Исчезающие озера Азии: киргизский тракт

Границу Казахстана и Киргизии пересекли на ура, без всяких ненужных задержек, и сразу попали в сказочную страну, где кругом большие горы, быстрые реки, тучные стада и еще более суровые, чем в Казахстане, гаишники.

Киргизские гаишники

Киргизские гаишники просто нагло вымогали деньги. Ни за что, просто так. Действовали лишь слова: «Хорошо, отдаю тебе свои деньги и еду домой, не нужен мне твой Иссык-Куль!» Тогда только получал в ответ: «Ну ладно, езжай… Раз столько проехал, надо посмотреть…»

Как позднее выяснилось, наглость гаишников зашкаливала, потому что мы приехали до начала туристического сезона, в сезон же, нам объясняли, их приструнивают. А еще им в оправдание можно зачесть вопиющую бедность страны (как будто те, кто не работает в ГАИ, живут богаче).

Переночевали в горах. В темноте нас испугал микроавтобус, который спустился к нам прямо с неба (естественно, это спросонья нам померещилось, на самом деле он спускался с гор по совершенно непроходимой дороге). Первый город — Талас ждал нас утром, прежде всего, понятно, встреча с гаишниками… А вот после Таласа наконец-то начались приключения (это сарказм, если вы не поняли)…

Озеро Сонкель

Свернули с дороги на неплохой грейдер и помчались в сторону озера Сонкель, а точнее, Сонгкёль. На пути к озеру нас ждал перевал высотой почти 3600 м. Дорога неплохая, места сказочно красивые. Не доезжая до перевала, встретили мужчину, который голосовал (места, кстати, совершенно безлюдные). Подвезли его не далеко, оказывается, они там уголь добывают… Поболтали, распрощались и поехали покорять перевал.

Подъем дался только на первой скорости, в самой верхней точке застрял в снегу! Ладно, надел на колеса цепи и проехал. Вперед глянул – вроде снега больше нет, снял цепи.

Но спустя двести метров – снова снежный занос. Посмотрел – как будто небольшой. Надавил на газ – думаю, проскочу. Ну и закопался по самые двери, а до озера всего-то километров пятнадцать.

Ковырялись мы в снегу – ни в какую. Все еще осложнялось большой высотой…

Ребята, когда говорят, что на высоте мало кислорода, – это не преувеличение, а преуменьшение. Каждый шаг сопровождается сильным головокружением (как будто у тебя давление упало) и одышкой.

В итоге стемнело, пошел снег (8 мая). Мы сели в машину, зажгли печку, сварили поесть и после ужина легли спать со словами: «Утро вечера мудренее». Вот уж где спокойно спалось, так это там.

Утром продолжили выкапываться и уже почти выехали, но тут новая беда: сел аккумулятор (сам виноват, надо было не глушить между попытками выехать). Делать нечего, рюкзак на спину, в него аккумулятор и вниз к шахтерам (километров десять по горам). Те встретили с удивлением, что, дескать, не доехали?

Пожалился я им на свою судьбину. Они говорят: «Сочувствуем, но электричества у нас нет. Зато машина есть. Дашь чуток бензину, вытащим тебя». Накормили, напоили чаем и поехали на перевал вытаскивать…

Выдернули без приключений, но предупредили: «Не едь дальше, там тоже заносы снежные». Я все-таки поехал, ведь столько прошли уже. Шахтеры плечами пожали и сказали: «Ну-ну!.. — А потом добавили: — Мы тебя на перевале подождем на всякий случай».

Проехали еще с километр, а там еще больше занос, объезд четверке не дастся, пришлось развернуться и держать путь к Иссык-Кулю.

Ремонт «Сказка»

На подлете к Иссык-Кулю потерялось соединительное кольцо глушителя и заскрипели стертые передние колодки, в ближайшем магазине приобрел необходимые детали, заехали в ущелье Сказка и занялись ремонтом.

Вопреки молве о развитой инфраструктуре, мы таковую на Иссык-Куле не обнаружили, но места, конечно, по красоте своей сказочные. Особенно поразили красные горы в районе Джети-Огуз (если не ошибаюсь). Там встретили каких-то ребят с охапкой горных пионов. Они увидели, что моя супруга их фотографирует, половину цветов подарили ей, просто так, как в мультике.

Дальше планировали объехать Иссык-Куль вокруг и поехать через Бишкек, Караганду и Астану домой, но вокруг нас не пустили, в этот день проходил какой-то спортивный праздник, пришлось возвращаться…

«Ну что скажешь?..»

Дальнейший путь проходил достаточно гладко, если не считать двухчасовую волокиту на киргизско-казахской границе с вытаскиванием всех вещей, рентгеном автомобиля, вопрошанием: «Ну что скажешь?..» Я же отвечал одно и то же: «Денег нет, времени уйма, можете машину хоть по болтику разобрать».

Супруга проходила паспортный контроль отдельно (правила там такие), прошла его минут за пятнадцать и все это время меня ждала на солнышке…

Человек она у меня достаточно горячий… В итоге такой там скандал устроила… В общем, не завидую я тем таможенникам, которые попались ей под горячую руку.

На обратном пути в Казахстане очень впечатлил Балхаш, великое озеро! Города старался объезжать, чтобы за разбитое стекло не домогались. Когда пересекли российскую границу в Челябинской области, у меня было реальное желание целовать родную землю!

Куда-то резко исчезла степь, появились березки, исчезли вымогатели. И понял я, что нет ничего лучше моей любимой России и нет ничего краше родного русского Севера, милее московских и карельских лесов, удивительнее камчатских вулканов, прекраснее Кавказских гор… А сколько мы еще не видели! В планах и Алтай, и Байкал, и Хибины, и Урал (я только по южному краешку проехал)… Короче, держитесь, российские дороги, я еду!

Список «штрафов», которые пришлось заплатить:
  1. Просто вымогали ни за что, например, за отсутствие на машине значка RU.
  2. За отсутствие в машине полосатой ленточки( той, которой огораживают место аварии).
  3. За включенный ближний свет (правда, поругался на них и они отпустили, проверив предварительно все, включая работоспособность стояночного тормоза).
  4. За выключенный ближний свет (в 20 метрах от таможни!).
  5. Ну и периодически просто на бензин просили…

Похожие новости