Автоспорт, ралли 

MaxPowerCars: «Наша история не заканчивается»

В начале сезона главного любительского чемпионата России по тайм-аттак MaxPowerCars&Bikes мы решили побеседовать с директором соревнований Дмитрием Авдеенко.

НАШ СОБЕСЕДНИК

Дмитрий Авдеенко,

директор MaxPowerCars&Bikes

Организатор и участник: в чем разница?

 Дмитрий, для начала скажите, а вы сами выезжаете на трек-дни? Или только занимаетесь организацией чемпионата?

– Я впервые съездил на трек-день на «Смоленское кольцо» как участник только в этом году, до этого был лишь в «Мячково». И мне не стыдно в этом признаться (смеется). Мы договорились с двумя друзьями и уехали на один день на трек.

 Наверно, у вас был доработанный «заряженный» автомобиль?

– Нет, я поехал на абсолютно городской 1,5-тонной барже Chevrolet Cruze (1,8 л с механической коробкой – Прим. ред.). Мне было интересно посмотреть на все глазами участника. По результатам я был предпоследним, опередив только Mazda 3 (смеется).

 Но ведь, наверно, легко участвовать в подобных мероприятиях, когда знаешь весь процесс изнутри?

– В принципе, ничего сложного, скорее – познавательно. Мне было интересно посмотреть, как я еду, научить себя не тормозить рано перед первым поворотом. Это не так просто – летишь на скорости 160 км/ч, а перед поворотом нужно тормозить и хочется сделать это заранее. Я смог проверить, на каких скоростях можно входить в поворот. Узнал, что у меня очень хорошие шины. В городе я бы не смог понять их предел, потому что просто бы словил «уши». В итоге выпустил пар на треке, провел время с друзьями, улучшил навыки вождения – нет ни одного минуса.

 Пригодились ли знания, которые помогают проводить чемпионат?

– Самое смешное, что хотя провожу соревнования и всегда с особой щепетильностью отношусь к безопасности и соблюдению регламента, но сам не закрепил огнетушитель в багажнике. На одной из сессий у него выдернулась чека и он стал там прыгать. Когда я доехал и открыл багажник… это была ошибка. Так что, люди, не забывайте закреплять огнетушитель – оттирать багажник пришлось очень долго (смеется).

Об истории MaxPowerCars

 Класс! Видимо, и вправду быть директором соревнования и участником одновременно невозможно даже в теории. Давайте тогда вернемся к MaxPowerCars. Что из себя представляет эта серия?

– Чемпионат MaxPowerCars вырос из абсолютно любительского соревнования, которое стартовало в 2006 году. Ходят разные легенды, сколько именно участников было, но остановимся все-таки на восьми энтузиастах, которые приехали на автодром «Мячково».

 С чего вдруг возникла идея собрать этих восьмерых счастливчиков и арендовать трек?

– Ни для кого не секрет, что Максим Травин, наш главный организатор и основатель серии, был профессиональным авто- и мотогонщиком. В какой-то момент, приехав на «Смотровую площадку», он увидел кучу мотоциклистов и автомобилистов, которые занимались ерундой – устраивали старты со светофоров, кто быстрее доедет до второй клумбы и все в этом духе. Максим со своим другом предложили ребятам поехать в Мячково и там проверить, кто действительно быстрее. Так и родилась эта идея.

 Сейчас чемпионат набирает более 100 пилотов, трудно представить, что когда-то их было всего восемь…

– Да, а тогда после удачно проведенного дня поползли слухи о возможности соревноваться, и вот с каждым годом количество участников растет, как и их уровень. Сейчас многие приезжают своим клубом, с механиками, с целой группой поддержки. Они уже знают, что такое давление шин, как его нужно выставлять, какие шины лучше покупать (какие лучше держат в дождь, какие нужны для сухого асфальта). Серия стала полупрофессиональной и является шажком от любительских к профессиональным кольцевым гонкам.

Как прийти новичку

 Но как быть тем, кто еще не знает, какое должно быть давление в шинах, у кого нет армии механиков. Что нужно для того, чтобы принять участие в вашей серии, при условии наличия стоковой машины и безудержного желания быстро ездить?

– Как раз в этом году мы запускаем MaxPowerDays, который будет предназначен для тех, кто впервые приезжает на гоночный трек. Будут довольно либеральные цены (в зависимости от аренды трека). Например, на первом этапе у нас свой мини-турнир устроил OPC клуб. Мы постараемся ввести это в традицию, где будет возможность платить не всю сумму стартового взноса, а лишь по сессиям. По результатам дня будем подводить итоги лучшего времени и объявлять победителей в том или ином зачете.

 Хорошо, а как новичкам разобраться во всех тонкостях, например, в вопросе с давлением шин?

– Наш формат как раз позволяет втянуться в тусовку гонщиков. Тут нет такого, что все приехали, заперлись каждый в своем боксе и никто никого к себе не пускает. Нет, большинство участников готовы к общению, подскажут и расскажут, как лучше сделать. Потом, на всех этапах работают наши многолетние партнеры Sport&Safety – школа пилотирования автомобилей, которые (уже за деньги) готовы поучить. Или же просто пилоты бесплатно помогут, как, например, Матик (Максим Карнаухов), который проедет сессию и расскажет об основных ошибках. В прошлом году другой участник, Мемфис (Дмитрий Яковлев), прокатился с ним и улучшил свое собственное время на 10 секунд и выиграл в своем классе.

 Получается, чтобы приобщиться к этой теме, нужно всего лишь приехать?

– Да. Должно быть искреннее желание и исправный автомобиль. Не забудьте не только взять с собой огнетушитель, но и надежно закрепить его в автомобиле. Должна быть на машине и буксировочная проушина. Гоночный шлем можно взять в аренду на трассе.

 А как разобраться в регламенте соревнований?

– Если ты новичок, то наша техническая комиссия поможет определиться с классом, в который проходит автомобиль. Это для полупрофессионалов есть нюансы – какие можно использовать шины, какая модель турбины и т. д., а новичка вряд ли это будет касаться, он попадет туда, где будет конкурентоспособен. Сомнительно, что он с первого же этапа приедет на подиум, надо сначала «вкатиться».

О классах для пилотов

– Могли бы вы вкратце рассказать о классах для участников?

– Все очень просто. Если у человека стоковый горячий хэтчбек или родстер (Honda S2000, Mazda RX8 и т. п.), то он попадает в класс Touring. Там используется 98-й бензин, стоковые покрышки. Если автомобиль категории «заряженных» подготовленных горячих хэтчбеков, «эмка» от BMW, «простенький» Porsche или Audi RS3, то добро пожаловать в класс GT3. Далее класс GT2. Он предназначен для автомобилей, имеющих довольно серьезную подготовку, здесь более мощные агрегаты. Разрешается облегчать машину, большинство автомобилей выступают с каркасом безопасности, могут использовать полуслики. Самый престижный и «понтовый» класс – GT1. Тут выступают Ferrari, Porsche turbo, Nissan GT–R и т.д. Далее у нас идут два конструкторских класса. В Turbo–Pro выступают только Mitsibishi Evo и Subaru WRX STi и, может быть, к ним добавится доработанный MINI John Cooper Works. Там достаточно высокие монотребования. В классе Unlimited главное требование, чтобы автомобиль был безопасен и пилот не улетел на нем в космос, в остальном ограничений нет.

 А если у кого-то автомобиль попроще: Mazda 2, Сitroen C2, Ford Focus?

– Вот специально для них мы и придумали MaxPowerDays. Первый такой день прошел на первом этапе MPC.

Об изменениях в регламенте

 А что в этом году изменилось в регламенте по сравнению с прошлым?

– По-прежнему осталось шесть классов, как в предыдущие два года. Единственное нововведение – это появление монокубков для владельцев Lotus и MX-5. Они будут участвовать в рамках нынешних классов, но при этом будут соревноваться между собой и по итогу награждаться еще и в монокубке. В остальном же изменения по регламенту касаются «тонких настроек». Так, например, в классе «Турбо-про» введены монослики Yokohama и т.п.

 В прошлом году в случае, если у участника ломалась машина, он мог выехать на этап на подменном автомобиле, взяв его даже у своего товарища из другого класса, и продолжать выступать в своем классе, чтобы не потерять очки. В этом году это запрещено?

– Нет, за исключением класса Unlimited. Там запрещено использовать в течение этапа запасной автомобиль – только тот, который был записан в заявочном бланке и прошел техкомиссию. И нельзя участвовать в классе Unlimited на тех автомобилях, которые изначально проходят в класс ниже, потому что это бесполезно.

 Насколько нам известно, в этом году еще возможна и аренда спорткаров из Голландии?

– Это пока сырая идея. Речь идет о спортпрототипах Saker. Компания предложила нам возможность аренды автомобилей с последующим выкупом. Но для того, чтобы эта идея ожила, нужно будет устроить презентацию. Если тема будет востребована и участники поддержат ее, тогда да, Saker появятся в нашей серии.

 Сколько стоит участие в соревнованиях?

– Самый дорогой этап на Moscow Raceway – 22 000 рублей «домашний этап» и 19 000 «выездной» (те, кто едет из других городов), а все остальные трассы – по 15 000 и 11 000 соответственно.

 В конце каждого из этапов победители во всех классах получают на подиуме кубки и обливаются шампанским. А какие призы ждут победителей всего сезона?

– В этом году благодаря нашим партнерам Yokohama, WTF Motorsport и Stand21 удалось увеличить призовой фонд до 1 600 000 рублей, плюс комплект подвески и сертификаты на приобретение гоночной экипировки в классе Unlimited.

Об участников и трассах

 Как считаете, в этом году с появлением моноклассов количество участников увеличится?

– Принципиального увеличения участников мы не ожидаем. В прошлом году у нас было 120 автомобилистов и 100 мотоциклистов. У нас есть свой показатель «человеко-этапов» – это количество этапов, в которых принимал участие один и тот же пилот. Вот эти показатели должны как раз увеличиться. Многие довольно серьезно готовили автомобили и намерены проехать на всех трассах, которые есть в чемпионате.

 Существуют ли какие-то драконовские меры для участников?

– У нас мягкие наказания: аннулирование лучшего времени, внушение и т.п. Свои постоянные нарушители у нас тоже есть. Например, Степа Крумилов. Он не может не нарушить что-то по мелочи: выехать боком на пит-лейн из боксов, вылезти на зачетные попытки вне своей очереди (смеется). И все–таки у нас дисциплинированные участники.

 Чемпионат длится почти полгода, в нем десять этапов. Как вы решали, на каких трассах будут ездить пилоты?

– У нас есть удачная формула – по два этапа на каждой из существующих в России трасс: Мячково, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и Волоколамск.

О мотоциклистах…

 MaxPowerBikes впервые провели в 2013 году. Насколько хорошо подготовлены мотоциклисты?

– Мотоциклисты сейчас находятся на той же стадии «развития», что и автомобилисты в 2005 году. Они пока не готовы к чемпионату. Они могут приезжать на Moscow Raceway и прокатиться там две сессии, а дальше им становится страшно, они падают и т.д. Везде нужна практика. Им еще нужно дорасти и понять, что спортбайки прежде всего надо покупать для гоночных треков, а не для города.

Об организации чемпионата

– Как вам удается организовывать весь процесс чемпионата?

– Самое сложное – это обеспечить рентабельность процесса: трассы каждый год поднимают расценки и все, с этим связанное. В остальном же у нас отличная команда. Например, я работаю в оргкомитете профессиональных спортивных соревнований начиная с 2002 года, когда был руководителем пресс-службы «Формула Русь», поэтому есть уже понимание всего процесса. Да, с любителями немного тяжелее, потому что это менее опытные люди, чем профессионалы.

 На протяжении восьми лет в чемпионате как-то получается удерживать огромное количество людей, при этом у вас довольно строгое расписание, которого вы придерживаетесь. Все же как это удается?

– Я обратил внимание, что когда с нашими участниками общаешься как с профессионалами, то они и сами подтягиваются. Когда есть элементы профессионального автоспорта – брифинги, расписание, флаговая сигнализация, – то и участники ведут себя по–другому. Ведь сюда приезжают не только покататься по голому асфальту, но и за гоночным антуражем и атмосферой. А заодно это неплохая школа для тех, кто собирается в дальнейшем перейти в кольцевые профессиональные чемпионаты. Я считал недавно, около двадцати наших участников выступают в профессиональных соревнованиях.

P. S.

 Дмитрий, сейчас наступил новый сезон, впереди еще девять этапов и почти полгода тяжелого труда как для организаторов, так и для участников, особенно в свете последних трагических событий. Будут ли какие–нибудь изменения?

– Нашей командой принято решение продолжать дело Макса Травина. MaxPowerCars&Bikes пройдет в намеченные сроки. Для нас это дело принципа. Чемпионат, в который наш друг и руководитель вложил столько сил и средств, а главное душу, нельзя вот так бросить и закрыть. Нам придется нелегко, потому как на Максиме лежал весь стратегический менеджмент проекта, договоренности с трассами и спонсорами. Да и потом, его опыт, интуиция помогали решать многие спортивные вопросы, определять вектор развития серии.

 Что вы хотите пожелать участникам? 

– Наша история не заканчивается. Приезжайте на трек. Да, кто-то станет чемпионом, а кто-то нет, но результат сегодняшний – это не предел. Все возможно, вы еще себя обязательно проявите.

Похожие новости