Серебряный Дакар Ильгизара Мардеева
Содержание статьи
24 августа 2014 года в 16.30 погиб Ильгизар Мардеев — серебряный призер Дакара, бессменный пилот боевой технички команды «КАМАЗ-мастер».
Это вторая авария, которая с ним случилась не на трассе. В 2005 году он, уходя в кювет от лихача на «Жигулях» (в салоне той машины сидели дети), заново учился ходить. Авария на квадроцикле, случившаяся вчера, стала последней. Он и на этот раз уступал дорогу…
Смерть — минутное дело. Момент, который всем, кто любил Ильгизара Мардеева (а таких было очень много), надо пережить. Пережить, чтобы помнить и продолжать его любить.
Дакар-2007 команды Камаз-мастер
… Накануне 6 этапа на трассе Дакара остались два КАМАЗа вместо трех. До аварии экипаж Чагин-Якубов-Савостин шел под прикрытием Ильгизара Мардеева. А теперь у того на поддержке экипаж Сергея Решетникова, который провел на месте аварии около полутора часов.
Мардеев в общем зачете третий, уступая Хансу Стейси полтора часа, а Герардусу Де Рою — час. Пески позади, впереди осталась «трамвайная гонка», в которой все просто: наткнулся на дерево — выбыл.
Но это завтра утром, а сегодня на старте санитарный вертолет. Уже погрузили в него носилки с Сергеем Савостиным, сейчас очередь Чагина.
— На кого же ты меня, Володя, бросаешь…
Ильгизару Мардееву хотелось, чтобы прозвучали его слова полушутливо, а вышло иначе: сказал и отвернулся, чтобы скрыть слезы.
Бремя лидерства — тяжкое бремя. Вроде как в кабине два экипажа едут. Не скажут ведь, что Мардеев не смог выиграть, скажут — команда «КАМАЗ-мастер» проиграла…
Когда КАМАЗ Ильгизара Мардеева въехал на подиум и пилот поднял над головой серебряного бедуина, разбитый КАМАЗ Владимира Чагина еще оставался на побережье Атлантического океана в порту Агадир в ожидании погрузки…
Золотой Дакар-2012
… Ильгизар Мардеев собирался на свой особенный Дакар. Кажется, действие чисто механическое, ведь список есть. Но, зная свои повадки, все равно ведь корректируешь под себя, вот и получается, что на каждую гонку список хотя и на базе старых, а все равно новый…
Форма, как и сам этот список, была с самого начала, с первых Дакаров. Экипировка в разные времена была разной, и трико с торчащими коленками тоже формой называлось. Но когда уже стали на пароме ездить, то быстро разведали, что там есть прачечная для дальнобойщиков. Выходили свежие, наглаженные, отдохнувшие, как и не было накануне отъезда двенадцатичасового рабочего дня…
Ильгизар Мардеев: «Если самолетом летишь, то список надо дополнить книгой. Раньше на перелеты брал «настоящую» книгу. Сейчас — иду по «экономичному» варианту: телефон плюс флешка с аудиокнигой. «А зори здесь тихие», «Дети Арбата» перечитал (когда знаешь, чем все это закончилось не только для книжных героев, но и для всей страны, читается иначе), «Бабий Яр» — не во всем согласен с автором, но все же… А «Тот самый Мюнхгаузен»! Там же все под смыслом! Каждое слово!.. «Вытащить себя за волосы из болота» — такое всякому уметь надо…»
Мардеев всегда ехал на Дакар с особым настроением. Ну а как иначе, если именно эта гонка — венец всего рабочего года, его итог? Но Дакар-2012 обещал быть и вовсе особенным. Ильгизар ехал на Дакар вместе с сыном. Нет, не так: на этом Дакаре будут два пилота Мардеевых.
Сыном Ильгизара Мардеева Айдар был раньше. Тогда, когда он, отец, привел его, пятилетнего, впервые в картклуб: там было дымно и шумно, ревели двигатели — ребенку всего этого было еще не понять, и он расплакался…
Ильгизар Мардеев: «На этот Дакар у меня выезжает сын. Я горд за то, что он в основном составе. Но это и ответственность, на нем и на мне, как отце. Я желаю и ему, и всем пацанам, которых мы с их отцами в картклуб водили, выступить достойно, чтобы честь команды в их руках не поколебалась…»