Система смазки двигателя ЗИЛ-130 — Система смазки — Двигатель — Автомобиль
Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рисунке.
Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130
Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-53:
1 — фильтр центробежной очистки масла;
2 — предохранительный клапан;
3 — кран масляного радиатора;
4 — масляный радиатор;
5 и 7 — редукционные клапаны;
6 — маслоприемник;
8 — масляный насос.
Верхняя секция масляного насоса нагнетает масло в горизонтальную масляную магистраль, расположенную продольно в верхней части картера с правой стороны.
От нижней секции насоса масло по каналам в картере и наружному маслопроводу поступает в единственный фильтр 1 центробежной очистки с реактивным приводом (центрифугу), откуда сливается в поддон картера, смазывая при этом распределительные шестерни.
Из масляной магистрали под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и ось коромысел. Разбрызгиванием смазываются зеркало цилиндров, втулки верхних головок шатунов, стержни клапанов, толкатели и кулачки распределительного вала.
Привод и шестерни прерывателя-распределителя смазываются маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.
Редукционный клапан 5 верхней секции насоса, установленный в переднем конце магистрали, ограничивает давление в пределах 0,25 — 0,40 Мн/м2 (2,5 — 4,0 кгс/см2) при средней скорости автомобиля. При повышении давления клапан перепускает масло в картер.
Редукционный клапан 7 нижней секции отрегулирован на давление 0,35 — 0,40 Мн/м2 (3,5 — 4,0 кгс/см2); при повышении давления масло циркулирует внутри насоса.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова